Счет во время поиска: объяснение зрительного поиска уникальных целей через глобальное сравнение численностей

Об авторе:

  • И. С. Уточкин — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и экспериментальной психологии НИУ ВШЭ.

Тезисы доклада:

Зрительный поиск целей, обладающих уникальным признаком, происходит эффективно, т.е. скорость и точность такого поиска практически не зависят от количества других объектов-дистракторов. Если же целевой признак заранее не определен и меняется от пробы к пробе, то увеличение числа дистракторов приводит к необычному ускорению поиска, что выражается в отрицательном наклоне поисковой функции (Bacon & Egeth, 1991; Bravo & Nakayama, 1992). Традиционно этот эффект объясняется низкоуровневыми факторами пространственной организации: увеличение числа объектов неизбежно ведет к пространственному уплотнению элементов, а это, в свою очередь, усиливает локальный контраст между целью и дистракторами и междистракторную группировку. Эти объяснения хорошо работают для зрительных наборов с относительно гомогенными дистракторами. В гетерогенных наборах, когда значительный локальный контраст присутствует одновременно во многих точках и группировочные тенденции ослаблены, низкоуровневые модели предсказывают исчезновение отрицательного наклона. В серии из четырех экспериментов по зрительному поиску уникального цвета мы проверили это предсказание. Мы варьировали цветовую гетерогенность дистракторов, численность множеств и подмножеств, образуемых разными типами дистракторов, а также пространственную плотность. Мы обнаружили, что при всех этих манипуляциях отрицательный наклон функции сохраняется. Более того, абсолютная величина наклона возрастает по мере увеличения гетерогенности, что противоречит предсказаниям низкоуровневой гипотезы. Наше объяснение заключается в том, что вне зависимости от пространственной организации набора зрительная система имеет доступ к абстрактным репрезентациям численности объектов в подмножествах различных признаков. Увеличение количества дистракторов в каждом из подмножеств усиливает числовой контраст между ними и уникальным признаком, в результате чего решение о наличии или отсутствии цели принимается легче.

Visual search for feature singletons is efficient, that is, the speed and accuracy of such search does not substantially depend on the number of other objects — distractors. However, if the target feature of an odd element is not defined in advance and changes from trial to trial, then the increase in the number of distractors causes the unusual speed-up of the search characterized by negative slopes of search functions (Bacon & Egeth, 1991; Bravo & Nakayama, 1992). This effect was traditionally explained by the low-level factors of spatial organization: the increase in the number of items necessarily leads to the increase in their density, and this, in turn, enhances both local target-distractor contrast and between-distractor grouping. These explanations work well for relatively homogeneous visual displays. In heterogeneous sets, where considerable local contrast is present simultaneously at multiple locations, and where grouping tendencies are attenuated, low-level models predict that the negative slope will be eliminated. We tested this prediction in a series of four visual singleton search experiments. We varied colour heterogeneity of distractors, the numerosity of sets and subsets of various types of distractors, and spatial density. We found that the negative slope persisted in all the conditions. Furthermore, the absolute value of the slope increases as the heterogeneity increases, which contradicts the predictions of the low-level hypothesis. Our explanation is that irrespective of the spatial organization of display, the visual system has access to the abstract representations of the numerosity of objects in various feature subsets. The increase of the amount of distractors in each of the subsets enhances the numerical contrast between them and the odd feature, which facilitates the decision about presence or absence of the target.

Тезисы всех докладов семинара можно посмотреть здесь.

Презентация выступления (скачать .pdf)

Видео выступления

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *