Загрузка Мероприятия

« Все Мероприятия

  • Это мероприятие прошло.

Доклад Е. А. Сергиенко «Когнитивная иллюзия возраста»

30/09/201418:00 - 20:00

30 сентября в рамках Петербургского семинара по когнитивным исследованиям состоится доклад Е. А. Сергиенко «Когнитивная иллюзия возраста», посвящённый потенциалу исследования модели психического и собственным результатам исследований автора.

Докладчик: Елена Алексеевна Сергиенко, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии развития Института психологии РАН.

Время: 30 сентября 2014 года, 18:00

Место: Санкт-Петербург, факультет свободных искусств и наук СПбГУ, ул.Галерная 58-60, ауд.152.

Страница события: http://artesliberales.spbu.ru/events/calendar/14_09_30events

 

Аннотация доклада

В рамках Петербургского семинара по когнитивным исследованиям выступление Елены Сергиенко (Институт психологии РАН, Москва) «Когнитивная иллюзия возраста» (ул.Галерная, 58-60, ауд.152).

Направление «модель психического» известно в зарубежной психологии как Theory of Mind. Модель понимается как некоторая система концептуализации знаний о собственном психическом и психическом других людей. «…Понимать факт, событие или явление – значит иметь его рабочую модель. В частности, П.Н.Джонсон-Лэйрд соотносит понимание с созданием мысленных моделей и полагает, что понять фрагменты каких-либо событий или ситуаций можно, только сформировав мысленное представление, являющееся моделью целого» (Знаков, 2008, с.72 ).

Потенциал данного направления:

  1. Модель психического позволяет концептуально анализировать внутренний мир человека.
  2. Понимания своего психического и психического Другого становятся основой социального познания, социального взаимодействия, прогнозирования поведения других социальных объектов.
  3. Направление модель психического нацелено на изучение спонтанной житейской психологии обыденного сознания.

Результаты собственных исследований в контексте достижений в области «Модель психического»:

  1. Исследования понимания психического у детей дошкольного возраста с типичным развитием, с расстройствами аутистического спектра и детей-сирот. Получены конвергирующие результаты развития понимания разных феноменов модели психического: понимание обмана, понимание эмоций, понимание намерений, понимание законов физического и психического мира.
  2. Завершена работа по изучению развития модели психического во взрослом возрасте от 17 до 45 лет (Колесникова, Сергиенко, 2010, 2011).
  3. Исследование понимание телевизионной рекламы при различных уровнях становления модели психического (Сергиенко, Таланова, Лебедева, 2013).
  4. Проводится работа по изучению понимания коммуникаций на основе развития модели психического.
  5. Проводится работа по исследованию модели психического у пожилых людей.

Принципы исследования включают изучение понимания обмана, понимания эмоций, понимание намерений, желаний, как ключевых феноменов психического, в исследовании использовалось мультиметодическое обеспечение, что позволяло проверять полученные данные разными методами. Другим важным принципом стало сравнение вербальных и невербальных заданий, нарисованных историй, что увеличило надежность и валидность исследования. Например, при изучении понимания ситуативной обусловленности эмоций были созданы серии рисованных картинок с соответствием ситуации эмоциональной экспрессии и несоответствии (амбивалентности экспрессии и ситуации). Было создано 25 оригинальных заданий для детей разных возрастов и взрослых (Сергиенко, Лебедева, Прусакова, 2009; Сергиенко, Таланова, Лебедева, 2013; Колесникова, Сергиенко, 2010).

На основе полученных данных на разных выборках детей описаны уровни развития модели психического: от протоуровней до уровня агента и наивного субъекта.
Анализ развития понимания ментальных состояний позволил выделить тип моделей: единичные, разрозненные репрезентации – у детей 3 лет, ситуативные модели у детей 4 лет и внеситуативные – у детей 5-6 лет, что позволяет говорить о становлении базовой концептуальной основы модели психического. Показаны связи разных моделей в исследуемый период и их специфика у детей-сирот, детей-аутистов. Также в докладе описаны методы и результаты динамики модели психического во взрослом возрасте от 17 до 45 лет.

В заключительной части доклада рассматриваются новейшие тенденции в изучении модели психического: изучение развития понимания психических состояний у детей 1,5-2 лет; исследование модели психического у взрослых и пожилых людей; кросс-культурные исследования модели психического; нейрональные механизмы модели психического; роль нейрогуморальной регуляции (роль пренатального тестостерона в развитии социальных знаний); изучение понимания психических состояний при психопатиях; методы измерения способности понимания психических состояний. В свете самых современных тенденций описаны текущие исследования авторов: изучение предикторов развития модели психического; создание тестовой батареи измерения модели психического у детей 3-7 лет; исследование модели психического для успешной коммуникации; изучение развития модели психического и символических функций, понимания времени и развития модели психического у людей пожилого возраста.

Подробности

Дата:
30/09/2014
Время:
18:00 - 20:00
Мероприятие рубрика:
Мероприятие Тэги:
, , ,

Место проведения

Факультет свободных искусств и наук СПбГУ
Галерная ул., 58-60
Санкт-Петербург, 190000 Russian Federation
+ Карта Google
Телефон:
8 (812) 324-07-70
Веб-сайт:
http://artesliberales.spbu.ru/

Доклад Е. А. Сергиенко «Когнитивная иллюзия возраста»: 2 комментария

  1. Fry

    В анонсе указывается перечень «результатов собственных исследований» докладчика, но в самом перечне эти результаты отсутствуют, т.е. перечисляется, что докладчик делал в рамках направления «Модель психического», но каким результатам пришел — ни слова. Единственный содержательный намек на результаты в анонсе заключается в том, что докладчик по итогам проведенной работы смог выделить три типа моделей репрезентаций — единичные, разрозненные и внеситуативные. В общем абзацы про потенциал и результаты можно было вырезать без ущерба для анонса доклада.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *