В поисках гипотез: влияние истории зрительного поиска на формирование предпочтений

Четвериков А. А.
Print Friendly, PDF & Email

Об авторах:

  • А. А. Четвериков — младший научный сотрудник, аспирант кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ.

Дополнительную информацию о работах А. А. Четверикова, и других исследователей научной группы В. М. Аллахвердова можно найти на сайте http://cogpsy.ru.

Тезисы доклада:

Процесс восприятия окружающего мира можно рассматривать как последовательное выдвижение и проверку гипотез, цель которой – построение реалистичной модели мира (Аллахвердов, 1993; ). В рамках развиваемого нами подхода предполагается, что обратная связь о корректности выдвигаемых гипотез субъективно переживается как позитивный или негативный аффект. Но какова природа выдвигаемых гипотез? В попытке приблизиться к ответу на этот вопрос, мы обратились к исследованиям фасилитации и подавления объектов в задачах зрительного поиска. Традиционно предполагается, что уменьшение времени поиска при сохранении целевого объекта свидетельствует о фасилитации его переработки (эффект позитивного прайминга), а увеличение времени поиска в случае, когда дистрактор становится целевым объектом, — о подавлении дистрактора. Рассматривая зрительный поиск как процесс выдвижения гипотез, мы предположили, что в зависимости от того, какие условия зрительного поиска меняются, будет возникать аффективная обратная связь, связанная либо с целевым объектом, либо с дистрактором. Для проверки этой гипотезы была проведена серия экспериментов, результаты которой будут описаны в докладе. Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ 12-36-01294.

Perception of external world can be described as a sequential testing of hypotheses aimed at the development of a realistic model of the world. Recently, we suggested that the feedback about the accuracy of hypotheses is subjectively experienced as positive or negative affect. However, what exactly are the `hypotheses’? Trying to get closer to answering this question, we turned to the studies of facilitation and inhibition in visual search. The generally accepted view is that decreased search times with repeated presentation of the same target indicates the facilitation of target processing (positive priming). Conversely, increased search times when distractor becomes a target indicate inhibition of distractor (negative priming). We analyze visual search as a process of hypotheses testing and suggest that depending on the changes in different aspects of the task either distractor- or target-related hypotheses should receive positive or negative affective feedback. To test this prediction we conducted a series of experiments that will be discussed in my talk. This study has been supported by the grant from Russian Foundation for Humanities #12-36-01294.

Тезисы всех докладов семинара можно посмотреть здесь.

Презентация доклада (скачать .pdf)

Видео выступления

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *