Семинар «Проблемы сознания и бессознательного»

11 и 13 мая на факультете психологии СПбГУ состоится семинар исследовательской группы проф. В.М. Аллахвердова (http://cogpsy.ru), посвященный проблемам сознания и бессознательного.

Почетный гость — признанный специалист в области когнитивной науки, занимающийся вопросами сознания и бессознательного, профессор Брюссельского свободного университета (Бельгия) и Университета Карнеги (Питсбург, США) Аксель Клирманс (Axel Cleeremans). Подробнее о докладчике и его работах можно прочитать на его личной странице (http://srsc.ulb.ac.be/axcwww/axc.html).

В субботу, 11 мая в 11:00, он прочтет лекцию «Познавая бессознательное» о проблеме взаимодействия сознания и бессознательного, и о том, как разобраться в путанице в вопросах различения сознания и бессознательного.

После обеденного перерыва (с 15:00 до 19:00) семинар продолжится выступлениями представителей научной группы проф. В.М. Аллахвердова на тему «Феномен негативного выбора» и последующим обсуждением. К дискуссии присоединятся и ведущие отечественные исследователи-когнитивисты.

Во второй день семинара (13 мая с 12:00 до 15:00) пройдет круглый стол, посвященный проблеме эмпирических критериев осознанности в исследованиях сознания.

В 17:15 проф. Аксель Клирманс прочтет лекцию «Тезис радикальной пластичности: как мы учимся быть сознательными?» о том, что сознание является не стабильной, хоть и очень сложной, структурой, а обучающимся механизмом.

Ждем Вас!

Тезисы лекции «Тезис радикальной пластичности: как мы учимся быть сознательными?»:

Краткая аннотация лекции: Существует множество разнообразных идей о природе сознания, однако среди них есть две, которые доминируют и до некоторой степени включают в себя все остальные. Первая из них заключается в том, что сознание можно рассматривать как «популярность внутри мозга» (напр., Б. Барс, С. Даэн, Д. Деннетт, В. Ламме): мы осознаем те репрезентации, которые в какой-то момент становятся доминирующими за счет конкуренции и согласования между различными процессами. Вторая идея предполагает, что специфика сознания связана с использованием мета-репрезентаций (напр., Д. Розенталь, Дж. Пернер и З. Динес): мы осознаем что-то, поскольку наши репрезентации первого порядка становятся содержанием репрезентаций более высокого уровня. Другими словами, мы осознаем что-то потому, что осознаем то, что мы что-то осознаем!

В этой лекции развивается идея о том, что сознание это не неотъемлемое свойство определенных состояний нервной системы, а нечто, чему мозг обучается. Эта идея позволяет объединить теорию глобального рабочего пространства и теорию репрезентаций более высокого порядка. Поскольку нейронная активность изначально лишена сознания, возникает вопрос: как мозг учится быть осознанным? Сознание возникает вследствие последовательных попыток мозга предсказать не только результат его воздействий на мир и на других агентов, но и результат воздействия активности в одних зонах коры на активность в других зонах коры. С этой точки зрения, мозг последовательно «переосмысливает» для самого себя свою собственную активность, развивая системы мета-репрезентаций, которые описывают и оценивают целевые репрезентации. Такая «двойная репрезентация» создает основу сознательного опыта и обеспечивает успешный контроль действия. В некотором смысле, это «энактивная перспектива», но обращенная одновременно внутрь и наружу. Сознание – это «теория обнаружения сигнала для разума», а разум–это имплицитная и неконцептуальная теория мозга о самом себе.

Для иллюстрации этих положений автор приводит результаты эмпирических исследований, а также результаты моделирования с помощью нейронных сетей.

THE RADICAL PLASTICITY THESIS: HOW WE LEARN TO BE CONSCIOUS

Abstract

While numerous theories of consciousness have now been proposed, two big ideas dominate and subsume most other proposals. The first is that consciousness amounts to «fame in the brain» (e.g., Baars, Dehaene, Dennett, Lamme): We are conscious of whatever representations have, at some point in time, come to dominate information processing through processes of global competition and constraint satisfaction. The other idea is that consciousness specifically depends on the involvement of meta-representations (e.g., Rosenthal, Perner & Dienes): We are conscious of something in virtue of the fact that our first-order representations are the target of higher-order representations. In
other words, it is because of the fact that one is conscious that one is conscious, that one is conscious!

In this talk I explore the idea that consciousness is something that on learns rather than an intrinsic property of certain neural states, and suggest that this perspective offers a way of reconciling Global Workspace Theory with Higher-Order Thought Theory.

Starting from the idea that neural activity is inherently unconscious, the question becomes: How does the brain learn to be conscious? I suggest that consciousness arises as a result of the brain’s continuous attempts at predicting not only the consequences of its actions on the world and on other agents, but also the consequences of activity in one cerebral region on activity in other regions. By this account, the brain continuously and unconsciously redescribes its own activity to itself, so developing systems of meta-representations that characterize and qualify their target representations. Such re-representations form the basis of conscious experience, and also subtend successful control of action. In a sense thus, this is the enactive perspective, but turned both inwards and (further) outwards. Consciousness is «signal detection on the mind»; the mind is the brain’s (non-conceptual, implicit) theory about itself.

I subtend these ideas by exploring empirical evidence that conscious experience is shaped by learning and through neural network models that simulate the relationships between performance and awareness in the different tasks explored by Persaud et al. (2007), which include blindsight, Artificial Grammar Learning, and the Iowa Gambling Task.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *