Заучивание двойственной информации: роль фактора осознания

В.А. Гершкович
Print Friendly, PDF & Email

Об авторах:

В. А. Гершковичкандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ.

Дополнительную информацию о работах В. А. Гершкович и других исследователей научной группы В. М. Аллахвердова можно найти на сайте http://cogpsy.ru.

Тезисы доклада:
Неосознаваемая обработка информации позволяет параллельно анализировать разные возможные комбинации предъявляемого материала (исследования предвнимания – концепция Трейсман, теория В.М. Аллахвердова). При этом актуализируется лишь одна из структур, другие – подавляются (феномен неосознанного негативного выбора В.М. Аллахвердова; концепция торможения извлечения в памяти (Anderson) и др.)

Результаты проведенного исследования говорят о том, что даже на неосознанном уровне происходит перебор возможных интерпретаций стимула. Если обнаруженная интерпретация противоречит актуальной в текущее время, то включается механизм ее подавления, неосознанное игнорирование, что проявляется в неосознании противоречащей структуры.

Это позволяет максимально сохранять текущую гипотезу о материале, снижая, по возможности, интерференционный эффект. Однако как только человеку предоставляется намек на наличие альтернативной интерпретации, человек не может удерживаться от их поиска, что, в результате приводит к осознанию двойственности.

Осознание двойственности – в нашем случае противоречивости непроизвольно реконструируемой структуры и структуры, предъявленной для заучивания, — приводит к интерференционным ошибкам. Мы предполагаем, что эти ошибки связаны с осуществлением сознательным контролем проверочных операций, направленных на перебор, подавление и выбор тех значений, которые являются релевантными.

Презентация (скачать PDF):

Видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *