Репрезентация задачи в ходе решения: 2D или 3D?

А. А. Федорова

Об авторах:

А. А. Федорова — студент кафедры общих закономерностей развития психики института психологии им. Л. С. Выготского, РГГУ.

Тезисы доклада:

В докладе рассматривается такая характеристика репрезентации знаний как размерность. В исследованиях, посвященных изучению репрезентации знаний в ходе решения различных задач, удалось установить, что решатель способен строить трехмерную репрезентацию задачи и манипулировать ею даже в том случае, когда условие задачи представлено в двухмерном виде («мысленное вращение» объектов в трехмерном пространстве (Shepard & Metzler, 1970), мысленное конструирование сложных объемных объектов по их плоским проекциям (Сooper, 1990). В экспериментах, проводимых с использованием метода хабитуации, утверждается, что младенцы уже в шестимесячном возрасте способны строить трехмерное представление об объекте, видя ограниченное количество его
ракурсов (Soska, Johnson, 2008). Возможность построения трехмерной репрезентации существует в том случае, если репрезентация при решении задачи представляет собой наглядную образную систему. Трехмерность образа в таком случае является отражением реальных пространственных характеристик представляемого объекта в представляющей сфере.

В докладе описывается исследование, в котором возможность построения трехмерной репрезентации изучалась на материале пространственной инсайтной задачи «8 монет» (Ormerod, MacGregor, Chronicle, 2002). Успешное решение этой задачи требует от решателя «мысленного перехода» в третье измерение. Формирование правильной трехмерной репрезентации можно стимулировать использованием в условии задачи или в подсказке трехмерных объектов вместо двухмерных (Baldy, Devichi, Chatillon, 2004). Мы оценивали влияние на репрезентацию трехмерных и двухмерных подсказок верного или неверного решения, предъявляемых на сублиминальном уровне. Несмотря на то, что репрезентация испытывает значимое
влияние подсказки, и успешность напрямую зависит от того, верная или неверная подсказка была продемонстрирована, успешность решения при двух- и трехмерных правильных подсказках значимо не различалась.

Результаты дают возможность для следующих выводов: репрезентация задачи «8 монет» не имеет размерности или для правильного решения не требуется построения образной трехмерной репрезентации.

Презентация:

This movie requires Flash Player 9

Видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *