Теории мета-оценки: прямой доступ, частичный доступ, косвенные оценки

А. А. Четвериков
Print Friendly, PDF & Email

Об авторах:

А. А. Четвериков — младший научный сотрудник, аспирант кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ.

Дополнительную информацию о работах А. А. Четверикова и других исследователей научной группы В. М. Аллахвердова можно найти на сайте http://cogpsy.ru.

Тезисы доклада:

Изучение инсайта тесно связано с проблемой мета-оценки или субъективной оценки своих собственных решений. Когда мы неожиданно для себя осознаем, что решили задачу, мы не просто осознаем это – мы понимаем, что это решение правильно. Более того, именно различная динамика мета-переживаний в процессе решения является одним из показателей, позволяющих говорить о специфике инсайта1,2. Однако мета-переживания загадочны сами по себе. В одних случаях (феномен “на кончике языка”) мы не знаем правильного ответа, но точно знаем, что он нам известен и может отличить правильные ответы от неправильных. В других случаях, наоборот, даже точно зная правильный ответ мы можем испытывать чувство сомнения (феномен “недоуверенности”).

В данном докладе будет описан ряд теорий мета-переживаний, которые можно с некоторой степенью условности разделить на три класса: теории прямого доступа, частичного доступа и косвенной оценки. Каждый из этих классов обладает определенными недостатками и достоинствами. Например, модели прямого доступа плохо объясняют возможность рассогласования между объективной правильностью решения и его субъективной оценкой, а модели косвенной оценки, напротив, испытывают трудности с объяснением их согласованности, особенно в перцептивных задачах. История развития теорий мета-переживаний в некотором смысле идет по кругу и современные теории косвенной оценки напоминают ранние теории прямого доступа. Однако вместе с тем между ними есть существенные различия, и в целом в данной области исследований заметен прогресс, что дает повод для осторожного оптимизма.

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ №12-36-01298.

Презентация (скачать PDF):

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *