Использование показателей динамики загрузки рабочей памяти и распределения ресурса как маркеров динамики мыслительного процесса

И. Ю. Владимиров, А. В. Чистопольская
Print Friendly, PDF & Email

Об авторах:

Тезисы доклада:

Многочисленные попытки решить проблему инсайта в итоге наталкиваются на проблему метода. Сложности, прежде всего, связаны с ограничением классических методов, позволяющих наблюдать феномен, но оказываются недостаточно мощными для исследования микродинамики мыслительного процесса. Между тем, именно раскрытие динамики процессов на коротких временных промежутках важно для понимания закономерностей, лежащих в основе инсайтного решения.

Методический прием мониторинга сопутствующих процессов, который позволяет решить эту методическую задачу, разработан и довольно широко используется в исследованиях внимания. Прием
впервые предложен Д. Канеманом и опирается на его модель ограниченного ресурса (Канеман, 2006). Одно из положений данной модели говорит о том, что в ходе выполнения множественного задания при столкновении с ситуацией дефицита ресурса политика его распределения выглядит следующим образом: максимально страдает выполнение вспомогательных заданий при практически полной сохранности качества выполнения основного. Такой вариант также можно рассматривать как частный случай приема двойной задачи. Однако, существенными различиями будут следующие. Во-первых, показателем того, что в задаче используется тот или иной вид ресурса или общий ресурс в целом будет не изменение качества и времени решения, а изменение параметров решения вспомогательной задачи. Во-вторых, такое вторичное задание, если оно достаточно просто, может предъявляться неоднократно в процессе решения основного (мыслительной задачи), что позволит отслеживать динамику функционирования структур РП в связи с динамикой мыслительного процесса. Такой тип двойной
задачи для отличия его от методического приема «задание-дистрактор» получило наименование «задание-зонд». Техника «зондирования» процесса также может осуществляться двумя способами. Первый, обозначим его условно как «зонд-пункция» предполагает однократное предъявление задания-зонда в процессе решения основного задания. Такое предъявление выборке испытуемых предлагается в разные временные промежутки и по выборочной статистике строятся кривые динамики исследуемого параметра. По такому дизайну построен ряд исследований М. Познера (Posner, Snyder, 1975). С определенными оговорками к этой же стратегии можно отнести технику предполагающую использование подсказок на разных этапах решений (Пономарев, 1976 и др.). Второй вариант был реализован самим Д. Канеманом (Канеман, 2006) и предполагает параллельное выполнение задания-зонда на всем протяжении решения основной задачи. Обозначим его условно как «зонд-монитор». В качестве таких мониторов могут использоваться простые задания на время реакции, время реакции выбора,
время обнаружения эталонного стимула и т.п. Данный вариант, на наш взгляд, имеет существенное преимущество перед техникой «зонд-пункция» он позволяет получать не только выборочные, но и индивидуальные кривые динамики, что обеспечивает возможности осуществить типологический анализ данных и снижает риск получения артефактных результатов.

Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 12-06-00133-а

Презентация (скачать PDF):

Видеозапись доклада:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *