Обсуждение результатов экспериментальной проверки гипотез о специфичности инсайтного решения и характере этой специфичности

И. Ю. Владимиров, С. Ю. Коровкин, А. А. Лебедь.
Print Friendly, PDF & Email

Об авторах:

Тезисы доклада:

Экспериментальное исследование загрузки рабочей памяти при решении мыслительных задач подтверждает позицию сторонников идеи специфичности инсайтного решения. Выявлено наличие динамики загруженности рабочей памяти при решении комбинаторных задач с помощью задания-зонда. При решении инсайтных задач динамики загруженности рабочей памяти обнаружить в пилотажных сериях не удалось. Однако существует возможность найти специфические механизмы инсайта либо в специфических
блоках рабочей памяти, либо в иных формах репрезентации информации. Таким образом, предложенный методический прием использования задания-зонда при изучении динамики мыслительного процесса выявил свою продуктивность и может получить дальнейшее развитие как наиболее перспективный в современной психологии мышления.

Среди наиболее интересных результатов необходимо отметить следующие. Существуют значимые различия в динамике загруженности рабочей памяти при чистом выполнении задания-выбора и при параллельном решении мыслительных задач. Это может быть связано с тем, что параллельные задания вступают в конфликт за общие ресурсы, а следовательно идея задания-зонда для изучения динамики механизмов решения задач является методически верной.

Выявлено наличие динамики загруженности рабочей памяти при решении комбинаторных задач. Выраженная динамика проявляется в наличии «горба» ближе к решению задачи. Следует обратить внимание, что динамика совпадает с результатами, полученными на примере аттенционных
заданий (Канеман, 2006) – снижение продуктивности с последующим повышением. Пики продуктивности связаны со сравнительно малозатратными операциями – чтением условий и вербализацией ответа, а снижение продуктивности ближе к концу решения связано с выполнением комбинаторных операций.

Наблюдаются значимые различия в динамике загруженности рабочей памяти при решении инсайтных и комбинаторных задач, которые проявляются как в общих уровнях продуктивности, так и в профилях динамики. Очевидно, что для решения инсайтных и комбинаторных задач используются различные ресурсы рабочей памяти. Различные блоки рабочей памяти могут различаться по типу уровней процессов, либо по типу использования различных репрезентаций (для инсайтных задач в большей степени оказываются важны образная и семантическая репрезентация).

Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 12-06-00133-а

Презентация доклада (скачать PDF):

Видеозапись выступления:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *