Имплицитное научение и бессознательное мышление

Н. В. Морошкина

Об авторах:

Н. В. Морошкина — кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ.

Дополнительную информацию о работах Н. В. Морошкиной и других исследователей научной группы В. М. Аллахвердова можно найти на сайте http://cogpsy.ru.

Тезисы доклада:

Исследования имплицитного научения и процессов мышления в современной когнитивной психологии представляют скорее две независимые области, и результаты, полученные в одной из них, редко обсуждаются исследователями другой. Представляется, что интеграция накопленных в этих областях знаний могла бы быть весьма плодотворной. Во-первых, сама экспериментальная парадигма исследований имплицитного научения возникла на базе исследований формирования понятий. Эксперименты А. Ребера (
Reber, 1967)1 по своей процедуре являются аналогом классического исследования К. Халла с псевдокитайскими иероглифами (Нull, 1920). Во-вторых, эффекты имплицитного научения могут быть соотнесены с эффектами интуитивного нахождения решения в творческих задачах, на что справедливо указывает Д. В. Ушаков, сопоставляя эксперименты А. Ребера с работами Я. А. Пономарева (Ушаков, 2006)2. Роль неосознаваемых процессов в мышлении в последнее время стала особенно привлекать исследователей в связи с разработкой понятия инкубации – неосознанного поиска решения, который, как предполагается, предшествует инсайту. Новый всплеск интереса связан с работами Dijksterhuis и коллег3, которые
обнаружили, что бессознательная обработка в условиях отвлеченного внимания может приводить к повышению эффективности при решении сложных задач по сравнению с немедленным выбором решения или осознанными рассуждениями (Dijksterhuis, 2004; Dijksterhuis, Bos, Nordgren, & van Baaren, 2006). В докладе планируется сопоставление основных результатов, полученных в исследованиях имплицитного научения и бессознательного мышления.

Презентация доклада (скачать PDF):

Видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *