Как приятно оказаться правым: об эмоциональной стороне уверенности

А. А. Четвериков, М. Г. Филиппова
Print Friendly, PDF & Email

Об авторах:

  • А. А. Четвериков — младший научный сотрудник, аспирант Общей психологии факультета психологии СПбГУ.
  • М. Г. Филиппова — кандидат психологических наук, психолог лаборатории методического сопровождения образовательных программ и научных исследований СПбГУ, научный сотрудник факультета психологии СПбГУ.

Дополнительную информацию о работах А. А. Четверикова, М. Г. Филипповой и других исследователей научной группы В. М. Аллахвердова можно найти на сайте http://cogpsy.ru.

Тезисы доклада:

Уверенность часто рассматривается в психологии как некий отдельный вид переживаний. Однако уже в 1885 году Ч. Пирс и Дж. Джастроу использовали выражение «ощущение предпочтения в пользу данного ответа» как синоним термина «уверенность». Опираясь на разрабатываемую авторами модель аффективной оценки как результата проверки гипотез, мы выдвинули предположение, согласно которому уверенность можно считать формой концептуализации аффективной оценки. Проще говоря, уверенность – это позитивный аффект, который человек приписывает своим ответам.

Было проведено два исследования, в которых использовался схожий дизайн. Испытуемому на 1 секунду предъявлялось незавершенное изображение, задача заключалась в том, чтобы определить его категорию: человек, животное или предмет. В первом исследовании испытуемые (N = 60) после ответа должны были дать одну из трех оценок: а) уверенность в ответе, б) насколько им приятно (привлекательно) предъявленное изображение, в) насколько «динамично» это изображение. Использовался межгрупповой экспериментальный план. Результаты показали, что уверенность в ответе и привлекательность изображения, но не его «динамичность», отражают правильность принятого решения.

Во втором исследовании основная задача была той же самой, однако испытуемым (N = 41) предлагалось указать и свою уверенность в ответе, и оценку этого объекта. Анализ медиации показал, что вне зависимости от порядка предъявления шкал взаимосвязь правильности и оценки изображения полностью опосредуется уверенностью в ответе. Таким образом, взаимосвязь правильности и уверенности определяется тем же фактором, что и взаимосвязь правильности и привлекательности изображения.

Таким образом, результаты проведенных исследований говорят в пользу выдвинутой гипотезы: оценка уверенности и оценка привлекательности объекта, по крайней мере частично, определяются одними и теми же факторами. Другими словами, в случае, если мы уверены в ответе, выше вероятность того, что нам понравится связанный с задачей объект. В настоящий момент проводится третье исследование, в котором мы пытаемся определить, несет ли переживание эмоции функциональную нагрузку при определении уверенности. Его предварительные результаты будут представлены в докладе.

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ №12-36-01294.

Презентация доклада: (скачать PDF):

Видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *