Эффект интенции значения: как простое присутствие слова активирует категоризацию

А. А. Котов, Е. Ф. Власова

Об авторах:

Дополнительную информацию о работах научной группы А. А. Котова и Т. Н. Котовой по изучению когнитивного развития можно найти на cogdevelopment.com.

Тезисы доклада:

В предыдущих экспериментах (Lupyan, 2008) было установлено, что память на индивидуальные признаки объектов может снижаться, если предъявление этих объектов сопровождается их названиями на базовом уровне (
например, изображения различных стульев сопровождается словом «стул»). Наличие слова приводило к опосредованию восприятия представлением о категории. Этот эффект категориальности запоминания, однако, может быть результатом работы двух различных механизмов участия речи в категоризации. Во-первых, он может быть результатом смещения внимания под влиянием слова в процессе текущего восприятия (впервые эту гипотезу о дифференциации ощущений значением слова высказал У.Джемс); а во-вторых, он может быть результатом преднастройки восприятия еще до перцептивной обработки признаков объектов (эта гипотеза восходит к работе Э.Гуссерля об интенциональном характере значения любого слова). В нашем эксперименте испытуемые вначале видели одинаковые силуэты бабочек без категориальных признаков и выполняли задание на зрительный поиск в условиях, когда эти изображения сопровождались одним условным названием или двумя разными названиями. Сразу после этого испытуемым нужно было запомнить набор бабочек, уже содержащих
различные признаки (узоры на крылышках). Часть признаков были «категориальными» (два значения этого признака встречались у всех бабочек из набора), а другая часть — «индивидуальными» (каждое из значений этого признака встречалось только по одному разу). Как оказалось, в условиях с двумя словами испытуемые хуже запоминали индивидуальные признаки объектов, в отличие от условия с одним словом. То есть, наличие двух слов создавало у испытуемых отношение к воспринятым позднее объектам, как относящимся к двум различным категориям, что усиливало внимание к межкатегориальным различиям между объектами и ослабляло внимание к внутрикатегориальным различиям. Таким образом, мы доказали, что эффект категориальности запоминания является следствием интенции значения слова (гипотеза Э.Гуссерля) — спонтанной активацией категоризации в присутствии слова еще до перцептивной обработки признаков объектов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *