Семинар «Автоматизм инсайта, или Почему удивляются роботы»

с 9 по 10 ноября 2012 года на факультете психологии СПбГУ будет проходить семинар «Автоматизм инсайта, или Почему удивляются роботы». На сайте опубликована программа. На семинаре, посвященном проблемам бессознательного решения задач, выступят с докладами исследователи из СПбГУ, ЯрГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, МГППУ, ИП РАН и ИФ им. Павлова РАН. Основные вопросы, обсуждаемые на семинаре: теоретические модели инсайтного решения, теории субъективной оценки, автоматизированное принятие решений, переструктурирование материала при решении задач, формы репрезентаций задач и т.д.

 

Анонс семинара

Семинар «Автоматизм инсайта, или Почему удивляются роботы» направлен на обсуждение одной из фундаментальных проблем психологии — бессознательного решения задач. В докладах на семинаре будут рассматриваться две стороны данного процесса: репрезентация задачи в ходе ее решения и субъективное осознание результатов этого решения. При этом под задачами мы понимаем не только задачи, традиционные для психологии мышления, например, алгебраические или творческие, но и любые другие виды познавательных задач, например, мнемические или перцептивные. Нас интересует ответ на вопрос о том, в чем специфика инсайта, какова его функция.

Мы спрашиваем, «почему удивляются роботы?», чтобы еще раз подчеркнуть проблему, которая неоднократно описывалась в философии и психологии сознания. Любое решение задачи может быть описано в рамках определенного, пусть бесконечно сложного, алгоритма. Мы можем представить себе этот алгоритм реализованным в роботе, и нет оснований предполагать, что у этого робота должно быть сознание. Но если это так, и если наше бессознательное в каком-то смысле и есть такой робот (говоря словами Д. Чалмерса — философский “зомби”), то зачем ему нужно сознание? В случае инсайта эта проблема видна особенно четко. Само решение задачи, связанной с инсайтом, по определению протекает неосознанно, осознается лишь его результат, — именно поэтому мы говорим об автоматизме инсайта. Зачем нам осознавать результат решения задачи, если она уже решена? И почему мы не осознаем сам процесс решения?

В докладах на семинаре можно условно выделить два блока. Первый из них связан с вопросом о репрезентации задачи. Проблемы в решении классических мыслительных задачи часто описываются в терминах «фиксации», т. е. невозможности перейти от более привычной репрезентации к менее привычной. Действительно ли это
так, и что известно о репрезентации разного рода задач? Второй блок связан с вопросом о специфике субъективной стороны инсайта. Инсайт обычно описывается не просто как осознание решения задачи, а как эмоциональное переживание. В этом смысле его можно отнести к классу мета-переживаний или ноэтических переживаний. Я знаю, что я решил задачу, я чувствую, что это решение правильное. Что связывает между собой разные виды мета-переживаний? Помимо этих проблем также будет рассмотрен ряд других вопросов, представление о которых можно получить из программы семинара.

Семинар организован научной группой В. М. Аллахвердова (http://cogpsy.ru) при поддержке факультета психологии СПбГУ (http://www.psy.spbu.ru). Поскольку количество мест в аудитории ограничено, а на факультете психологии — пропускной режим, если вы хотите принять участие в качестве слушателя, то напишите, пожалуйста, на ваше имя, фамилию, и почему вы решили прийти на семинар. Будем рады вас видеть!

Участники семинара:

В. М. Аллахвердов — д.пс.н., проф., зав. каф. общей психологии факультета психологии СПбГУ

В. Ф. Спиридонов — д.пс.н., проф. каф. общих закономерностей развития психики Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, главный научный сотрудник НУГ когнитивных исследований НИУ ВШЭ

С. Ю. Коровкин — к.пс.н., доцент каф. общей психологии факультета психологии ЯрГУ

И. Ю. Владимиров — к.пс.н., доцент каф. общей психологии факультета психологии ЯрГУ

В. А. Гершкович — к.пс.н., доцент каф. общей психологии факультета психологии СПбГУ

Н. В. Морошкина — к.пс.н., доцент каф. общей психологии факультета психологии СПбГУ

М. Б. Кувалдина — к.пс.н., ст. преп. каф. общей психологии факультета психологии СПбГУ

А. А. Котов — к.пс.н., ст. преп. каф. общих закономерностей развития психики Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, научный сотрудник НУГ Когнитивных исследований НИУ ВШЭ

Т. Н. Котова — к.пс.н., ведущий научный сотрудник лаб. социальных компетенций и интеллекта МГППУ

А. А. Медынцев — к.пс.н., н.с. лаб. психологии и психофизиологии творчества ИП РАН

М. Г. Филиппова — к.пс.н., психолог лаб. МСОПНИ СПбГУ, н.с. факультета психологии СПбГУ

В. А. Ляховецкий — к.техн.н., м.н.с. лаб. физиологии движений института физиологии им. И. П. Павлова РАН

А. А. Четвериков — м.н.с. факультета психологии СПбГУ, аспирант каф. общей психологии факультета психологии СПбГУ

Э. В. Эзрина — аспирант каф. общих закономерностей развития психики института психологии им. Л. С. Выготского, РГГУ

А. А. Федорова — студент института психологии им. Л. С. Выготского, РГГУ

Е. Ф. Власова — студент института психологии им. Л. С. Выготского, РГГУ

А. В. Чистопольская — студент факультета психологии ЯрГУ

А. А. Лебедь — студент факультета психологии ЯрГУ

А. Д. Савинова — студент факультета психологии ЯрГУ

А. Д. Якубов — выпускник института психологии им. Л. С. Выготского, РГГУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *